Московская рок-группа Vesssna выпустила дебютный мини-альбом «Улыбка Свободы».

Официальный релиз EP состоялся 18 сентября, но ключевое слово здесь – «официальный». Команда довольно замысловато подошла к релизу миньона: в мини-альбом вошло четыре трека, предварительно выпущенных синглами, на каждый из которых был снят свой клип, передающий нужную атмосферу и иллюстрирующий лирику либо абстрактными, либо весьма недвусмысленными кадрами.

Так видео на «Пыль» с помощью хроники Первой Мировой войны выстраивает связь между прошлым и настоящим, показывая, как мало человеческая жизнь может стоить в определенных обстоятельствах, а «На Миг», иллюстрируя стихи, включает в видеоряд кадры и из новых работ, и из предыдущего опыта.

Музыка группы Vesssna являет собой любопытную эклектику. Это и меланхоличные, тягучие веяния дарк-рока и готики, подкрепленные лирическими образами, в которых личные эмоциональные переживания соседствуют с глобально-философскими вопросами, и драйв, доставшийся группе от метал-экспериментов, и определенные черты симфо-рока – и в богатом на партии миксе, и в чистом, проникновенном, но слегка отстраненном вокале Марианны Лукьяновой – лидера и автора песен Vesssna.

По случаю выхода EP «Улыбка Свободы» портал «Субкультура» пообщался с Марианной о свежем мини-альбоме, подходе к творчеству и его продвижению и о грядущих релизах.

– Почти 12 лет назад вы основали группу Fright Night, работавшую под этим названием до 2014 года и второго полноформатника соответственно. Что стало поводом взять да и вернуться в студию и на сцену под новым именем?

– Если Fright Night ещё можно было в какой-то степени считать группой из нескольких человек, то при «возвращении» мне сразу было ясно, что это будет почти что мой сольный проект. Почти — потому что я всё же не записываю все инструменты полностью сама. Конечно, мне помогают некоторые музыканты и в студии, и в концертной деятельности. Но хотелось, чтобы название проекта ассоциировалось со мной, несло в себе нечто женственное, а не было «абстрактной материей».

– Как ваша аудитория приняла такие перемены?

– Ввиду того, что последний альбом Fright Night мы выпустили больше трех лет назад, то какая-то часть аудитории, разумеется, перестала следить за происходящим, и это естественно. Те слушатели, которые продолжали интересоваться моей деятельностью, приняли всё очень тепло — они ведь ждали и дождались наконец новых песен, а теперь ещё и выступлений. Учитывая то, что и рекламой нового материала я занимаюсь более активно, чем с предыдущей группой, аудитория у меня обновилась, некоторые люди не в курсе того, что я играла раньше, им нравится то, что есть сейчас.

– А что с англоязычной аудиторией? Музыку Fright Night очень хорошо принимали и за рубежом, не жалко было расставаться с вашими иностранными поклонниками, переходя на русский?

– Я бы не сказала, что у нас были миллионы фанатов за границей, хотя позитивных рецензий и отзывов было достаточно. Новые песни я пока особо не стараюсь продвигать «на запад», но, тем не менее, иностранцы всё равно периодически пишут на Facebook, что им нравятся музыка и вокал. На мой вопрос о том, знают ли они русский язык хоть немного, все отвечают отрицательно, но говорят что-то вроде: «Нет, я не понимаю слова, и поэтому, наверно, мне и интересно», или: «Нет, слов я не понимаю, но примерно чувствую по интонации, о чём песня… Мне так кажется, во всяком случае». Может быть, в дальнейшем буду публиковать переводы текстов на английский язык, но не обещаю. По сути, язык — это просто формальность. Например, я много слушаю немецкой музыки, не понимая слов. Кто-то фанатеет от японского рока… Если бы все те немцы и японцы пели по-английски, возможно, они не были бы так интересны.

– Всю эту музыкальную историю вы с самого начала развивали вместе с Мариной Щербой. С ней же вы играете в ее команде «Vечность Nебытия», которая этим летом тоже выпустила свой EP. Не возникало желания полноценно объединить все проекты под одним знаменем? Или это личные музыкальные дневники для каждой из вас?

– Да, с Мариной мы сотрудничаем уже очень давно, почти 10 лет. Насчет объединения проектов — такой идеи не возникало, потому что это, во-первых, как вы заметили, действительно дневники, где именно один человек выражает свои эмоции — и в тексте, и в музыке, а остальные только дорабатывают какие-то детали. Во-вторых, жанры у нас отличаются… Я всегда стремилась что-то потяжелее и посложнее делать, Марина наоборот любит электронное звучание и более лаконичные формы песен. Ну и, в третьих, я люблю концертную деятельность во всех ее проявлениях, Марина — нет. А так получается, что она в своём проекте и сердце, и мозг, и хозяйка. Я делаю только то, что от меня необходимо — придумываю гитарные партии. Вся концепция, тексты — это её идеи. И мне это нравится, потому что я могу немного отвлечься от своих песен и своей стилистики, послушать, как можно придумывать по-другому. А в Vesssna — наоборот. Это мой мир, и ответственность вся на мне, она может только помочь. Как сказал однажды наш звукорежиссер: «Только женщины могли придумать столь сложную систему субординации».

– В конце мая прошел первый для Vesssna концерт. Каково было вернуться на сцену после долгого перерыва, да еще и в новом формате?

– Каково было… Было волнительно, на самом деле. Я очень много репетировала программу. Если долго не выступать, теряется способность раскованно и комфортно себя чувствовать на сцене и передавать свои чувства, а не просто думать о нотах. Поэтому хотелось, чтобы с этими нотами хотя бы всё было идеально. У меня вообще в тот период было очень уж много эмоций, в том числе и не связанных с музыкой — как позитивных, так и не особо. С другой стороны, я поняла, что уже совсем по-другому, по-взрослому могу подходить к организации всего процесса. И концерта, и репетиций. Результат меня устроил вполне, зрителей, судя по всему, тоже, ну а о чём я думала всё это время — можно книгу про это написать. Главное, сумела собраться. В общем, всё было хорошо.

– С какой программой вы вышли? Рассекретили новые треки?

– Играли композиции с ЕР «Улыбка Свободы», ну и плюс одну совершенно новую песню.

– Итак, все песни с первого EP вы сначала показали синглами, а затем выпускаете как EP. Почему? Я так понимаю, студийная работа началась примерно год назад, верно? Как и когда появилась идея подкрепить каждый сингл своим клипом?

– Решили вот попробовать новый формат предоставления информации, так сказать. Думаю, многие согласятся, если я скажу, что выход дебютного ЕР какой-либо новой группы — это событие, которое важно, в основном, той самой группе и близким знакомым музыкантов. Если даже рекламировать это событие — то оно в любом случае разовое. Не случайно же все коллективы стараются выпустить хотя бы пару синглов перед выходом самого альбома, чтобы показать фанам, что они не бездельничают, а реально готовят новые песни. Подогреть интерес, чтобы сам альбом не остался без внимания, ну и чтобы привлечь новых слушателей. Поскольку сейчас YouTube является чуть ли не самым популярным сайтом, где люди ищут музыку, многие группы стараются не просто выпускать аудио-версию сингла, а делать либо какое-то лирик-видео, либо пусть хотя бы видео из картинок, чтобы выложить песню на YouTube. В целом, мне нравится такой подход. Лирик-видео нам было бы делать очень странно, ведь мы поём на русском. Поэтому было решено делать какие-то видеоряды. Cначала они все планировались как какие-то абстрактные видео, даже без нас самих в кадре. Потом эта задумка переросла в нечто большее. Да, сама запись началась прошлым летом, а завершилась в январе. То есть, все песни готовы были у нас уже давно. Но, естественно, после каждого такого мини-релиза должно пройти какое-то время, чтобы слушатель смог оценить и осмыслить увиденное, и уже переходить к следующему. Выпустить сначала ЕР полностью, а потом разом выложить видео ко всем четырем песням — это тоже было бы несколько странным поступком с точки зрения продвижения. В итоге, могу сказать, что главной задачей было показать каждую песню как самодостаточное произведение. Объединение их в ЕР — это, скорее, необходимость, так как рецензии не пишутся на отдельные песни, на iTunes тоже лучше размещать альбом целиком, ну и в дискографии группы лучше уж указать мини-альбом, чем синглы.

– Насколько трудозатратными вышли съемки и продакшн? Далеко не каждый артист вообще берется за то, чтобы снимать клипы, а тут их сразу несколько.

– Поскольку там не так уж и много кадров, где мы присутствуем, съемки особо много сил не отняли. Во всяком случае, по сравнению с клипами Fright Night «Infernity» и «Ice», каждый из которых снимался по 2-3 дня по 12 часов. Продакшн, конечно, был гораздо утомительнее, но о сложности объективно может судить только Анастасия — человек, который занимается режиссурой и монтажом, начиная с тех клипов Fright Night. Это весьма кропотливая работа, и отчасти поэтому промежутки между синглами были немного больше, чем нам бы хотелось.

– Теперь, с оглядкой на такой опыт, намерены ли повторять его в будущем?

– В будущем планирую снять хотя бы пару клипов на уровне «Infernity», идей достаточно много, а с этими видео это был, скорее, эксперимент и новый опыт в плане продвижения. Если вы имеете в виду, будем ли мы и дальше делать какую-либо визуализацию для каждого сингла – вряд ли, скорее всего, все силы будут брошены на создание более концептуальных и мощных видео для двух новых песен, ибо это уже другие энергозатраты и другой бюджет.

– Почему-то я уверен, что за годы творчества у вас накопилось изрядное количество различных набросков и полуготовых песен, которые мы тоже могли услышать в этом EP. Как под одной обложкой оказались именно эти четыре трека?

– Как ни странно, никаких полуготовых песен у меня нет, это не мой стиль работы в целом. Если появляется идея — мелодия вокала, например, то она до какого-то момента находится лишь у меня в голове. Потом планируется какой-либо релиз — альбом или ЕР, отбираются наиболее подходящие друг к другу, осмысленные и близкие по настроению идеи, и начинается работа над каждой по очереди. Если в какой-то песне не готовы полностью партии всех инструментов, я не перехожу к следующей. Могу остановиться на какое-то время, потом продолжить эту же песню. Могут появляться какие-то новые детали, партии бэк-вокалов уже на последнем этапе, перед записью. Но, в целом, пока 90% музыкальных партий в песне не готово, следующую я не начинаю. С текстами всё гораздо сложнее, текст может появиться и через год после того, как музыка была написана. Конечно, на тот момент, когда мы приняли решение записывать ЕР, было готово ещё и несколько других песен, но они как будто бы, в моём представлении, были уже какой-то следующей ступенью эволюции, более сложными и с более тонким смыслом, который адекватно можно воспринять лишь в контексте полноформатного альбома, но никак не дебютного ЕР. А эти четыре композиции дополняли друг друга и сочетались с моим настроением в тот период.

– Кстати, а почему «Улыбка свободы» стала заглавным треком?

– Для меня это, наверно, самая яркая вещь на ЕР, и она как раз задает общую тему для всех четырех композиций: может ли человек сам управлять своей судьбой, или же всё заранее предрешено?

– По звучанию Vesssna и Fright Night во многом похожи. Не бывало любопытно попробовать какие-то принципиально новые форматы?

– Если вы про джаз, симфо-блэк, шансон или бардовскую песню — нет, не было любопытно. Похоже каким-то общим настроем, но в звучании как раз-таки я, например, вижу существенные различия. В новом проекте гораздо более профессиональный подход и к аранжировкам, и к записи, всё-таки на месте я не стою и постоянно стараюсь совершенствоваться. Но, скорее всего, именно построение вокальных фраз и мелодий — это то, что лежит на поверхности и более всего характеризует индивидуальность автора. То есть, да, общее у этих групп – то, что музыку сочинял один и тот же человек.

– Насколько я знаю, вы уже готовите полноформатник. Чем планируете удивить?

– Да, сейчас уже начата запись полноформатного альбома, в который войдут девять абсолютно новых композиций. Я не стремилась никого удивлять, когда сочиняла новый материал, просто само собой новая музыка получилась весьма сложной. И не ставила себе задач написать 9 супер-хитов в размере 4/4, поэтому решила, как говорится, «отпустить ситуацию» и следовать своему вкусу и настроению. Ввиду этого, новый материал получился ещё более «на стыке жанров», чем обычно. Вы спрашивали, не хотелось ли попробовать какой-то новый стиль — но мы никогда особо не ограничивались одним жанром, было что-то и от прогрессив-метала, и от классического рока, и dark wave даже. Всё, что я люблю слушать, находит отражение в моей музыке. В новом альбоме и какие-то элементы классической музыки тоже будут, и даже пара тем, явно вдохновленных фолком. Так что… Такая вот интрига.

 

 

Автор: Владимир Рыженков

Ссылка на источник: https://sub-cult.ru/musicnews/recenz/8788-vesssna-vipustili-ep-ulybka-svobody