На днях ходила на один хороший концерт в клуб ТеатрЪ. Радостно за ребят, которые выступали, потому что чувствовалась их вера в то, что они делают, и в то же время досадно, что народу в зале не особо много собралось. Наше последнее выступление с Fright Night тоже было в этом клубе, вот уже 3 года назад…

Некоторые события изменили моё отношение к происходящему… и к музыкантам, и к выступлениям. Раньше я очень скептически относилась к группам, чей стиль и исполнение казались мне непонятными или недостаточно профессиональными… Также, сознаюсь, иногда возникали применительно к определенным коллективам мысли вроде «Господи, ну уже ведь играют 10 лет, а всё по маленьким клубам и всё одно и то же… никакого развития нет» или «Что этот гитарист / вокалист / драммер делает среди этих лузеров, ему давно надо было пробоваться в более успешный проект, мог бы уже в какой-нибудь Эпидемии и т.д. играть»…

Со временем мнение моё несколько изменилось. Я считаю, что в наших условиях вообще достойно всяческого уважения хоть какое-то стремление людей играть свою музыку, а не кавера по ресторанам. Особенно, если они уже давно не школьники. То есть сумели найти способ совмещать семью, работу, прочие обязанности и музыку… Если даже у них нет цели покорять мировые стадионы, а играют они просто в своё удовольствие, и клуба типа того же малого зала Театра им достаточно. Я уважаю всех без исключения ребят, независимо от их стиля и уровня, которые исполняют именно свой авторский материал. Как-то я выложила на стену в Контакте один видеоклип дружественных питерских металлистов. На что мне мой знакомый, профессиональный гитарист, по возрасту чуть старше меня, написал: — «Это вообще что? Такое слушать уже серьёзно не могу». Да, несомненно, кому-то кажется более логичным слушать лишь фирмУ и играть кавера, попутно поливая в интернете грязью всё, что «производится у нас», участвовать лишь в лютой коммерции исключительно за бабло (причем довольно мизерное), но это явно не мой путь.

Возможно, для тех, кто свою музыку не пишет, особенно для драммеров, это действительно практически единственный способ выживания в музыкальной индустрии — играть, подрабатывая здесь и там, набираться опыта… Безусловно, спасибо сессионным музыкантам за то, что они есть… но люди, всерьез занимающиеся продвижением именно своих авторских проектов, я считаю, по крайней мере достойны почтения и внимания. Классика тоже, конечно, всегда будет цениться, как и умение виртуозно её исполнять. Но мне не особо понятен некий снобизм академических музыкантов, особенно вокалистов, по отношению ко всем остальным. Вот «самодеятельные» певцы поют то, что написали сами, народ под это колбасится, и это актуально здесь и сейчас. Академисты же исполняют музыку композиторов, которые в большинстве своём вот уже сто лет как умерли, и которая не имеет никакого отношения к ним самим… не потому ли иногда такими смешными кажутся все эти оперные страсти, несмотря на неоспоримую гениальность самого произведения и его автора? Артисты оперы изображают перед нами чужие переживания… человек, исполняющий свои песни, не должен ничего специально изображать.

Мне несколько удивительно наблюдать, как некоторые, особенно малоизвестные, группы умудряются сохранять свой состав с минимальными изменениями на протяжении многих (да хотя бы нескольких) лет. Ведь в этом сотрудничестве нет, как правило, никакой финансовой выгоды, нет глобальной перспективы мирового господства и внесения в зал славы рок-н-ролла… Здесь должно быть что-то, что роднит людей, — очень крепкая дружба, почти полное совпадение целей и примерно одинаковое восприятие обстановки… А зачастую бывает, что кто-то видит н-ное событие черным, а кто-то — белым…
Не буду, конечно, ручаться за всех и пытаться составить таблицу факторов, почему коллективы распадаются… И так в общем и целом это понятно…
Расскажу лишь о том, что всегда вызывало негодование во мне. Я пыталась с сим бороться, мириться, как-то понять и простить, но увы.

Первое — и самое неприятное, с чем я сталкивалась в некоторых людях, с которыми играла — это уверенность в том, что все вокруг им должны… они ж музыканты, играют целых 3 года, выходят на сцену. За это им должны платить за выступление, за проезд, обустраивать в комфортных условиях в отеле, обеспечивать питание, восхищаться при встрече и в интернете, фанаты должны приходить на концерты толпами и падать ниц. Короче, «ожидание / реальность». Когда приходится переться на репу каждый раз своим ходом с инструментом на горбу, ехать в плацкарте в Питер, играть там в клубе не таком большом как хотелось бы, то наступает прозрение: — мир рок-н-ролла совсем иной, оказывается… злой и жестокий мир. Опять же, людям кажется просто лютой дичью, когда во что-то нужно вкладывать свои же деньги — мы ж музыканты, это нам должны платить. Да, можно вместо съёмок клипа и записи сингла купить себе сапоги, телефон, отдохнуть в Египте недельку. Ок, вопрос в том, что для вас важнее… Но ведь если даже вы оцениваете музыку как бизнес, который вроде как должен приносить вам в дальнейшем доход, задумайтесь — во всех видах предпринимательства сначала нужно что-то вложить.. в бренд, в расходные материалы… Так и здесь.. хотя бы, для начала — в свое музыкальное образование. Хотя бы самообразование. Если ты считаешь себя крутым рокером, — совершенствуй свое исполнительское мастерство!

Не знаю, мне никогда не было особо неприятно из-за каких-то физических неудобств.. что куда-то далеко ехать репетировать, что всё на себе тащить, что концерт поздно закончится, так как злые организаторы нас поставили выступать в 12 ночи вместо 9, как договаривались… что орги в Туле не оплатили проезд, что в зале стоят 10 человек. Видимо, изначально я играла для себя… Я всегда пыталась продвинуть свою группу, но не отчаивалась, если тот или иной ход не приносил результата… Это, возможно, не особо правильно — надо тоже иногда себя жалеть, делать какие-то выводы и всё прочее, но ведь постоянно только чего-то от всех требовать, не вкладывая практически ничего — это же нелепость, разве нет???

Второй пункт, который я не люблю, не понимаю и знать его не хочу : лень. А также всяческое раздолбайство, отсутствие желания расти как музыкант, отсутствие уважения к людям, которые играют с тобой. Внутри коллектива лень трансформируется в какое-то хамство и становится очень заразной. Все выучили новую песню, а один — нет, а в следующий раз и второй свою партию не доделал — ведь вон, этот не учит ничего, а почему я кому-то чего-то здесь должен? Все пришли, один не пришел, вроде как все его осуждают, но подсознательно возникает мысль — ну ведь ему можно, а что я тут торчу каждый раз, как осёл? Если люди к тому же не общаются тесно между собой, недавно друг друга знают, не понимают мотивов поведения друг друга — возникает недоверие, постоянное желание кого-то обхитрить и, главное, самому не сделать больше, чем другие, дабы не выглядеть дураком. Когда в группе играют люди, которые были друзьями ещё до того, как эту группу собрали, то такие проблемы встречаются гораздо реже… Да и с увеличением среднего возраста участников эти проблемы тоже реже проявляются — люди взрослеют и более четко представляют себе свои цели и возможности, происходит естественный отсев — тут кто хотел, но не получил желаемого, идёт тихо злиться и винить в этом окружающих, а тот, кто был настроен работать как вол и не ныть — продолжает работать и не ныть…

Конечно, хорошо иметь соратников и близких по духу людей. Но часто группа является смыслом, в основном, для того, кто её создал. Опять же, вопрос — а почему ваша музыка должна быть смыслом для кого-то ещё, кроме вас? Другие участники могут в лучшем случае безвозмездно какое-то время помогать. Родители и любимые могут как-то тоже морально поддерживать, но не стоит от них ждать бешеных восторгов… Всё это очень тяжело и печально осознавать… Ну и как же быть, отказаться от того, что имеет для вас смысл, только потому что слишком тяжело двигаться одному? И чем же тогда заняться? Можно, к примеру, продолжить род, найти в 3 раза более высокооплачиваемую работу, можно оттачивать своё профессиональное мастерство гитариста и обивать пороги всяческих давно успешных проектов… Ни один из этих вариантов мне не подходит, поэтому, видимо, продолжаю заниматься тем, чем занималась)).